SUNBOW DIGITAL

Военная судьба двух кинооператоров киногруппы Черноморского флота

Геленджик, Кабардинка, Новороссийск
Краснодарский край, п.Кабардинка, 14 км. федеральной трассы "Дон"
89282394228
89897701670
ежедневно с 9:00 до 18:00

Ошибка в данных?
кинооператоры ЧФ - Стояновский и Рымарев прошли боевой путь до Победы
75 лет прошло после окончания Великой Отечественной войны и все эти десятилетия мы видим её кинохронику глазами фронтовых кинооператоров. Они снимали горечь утрат и радость побед советской армии для нас, живущих спустя 75 лет! А кто они — кинооператоры Великой Отечественной войны?
«Хоть они порою были и герои,
Не поставят памятника им…»
      Это слова из стихотворения Константина Симонова, посвященного фронтовым кинооператорам. И действительно, до сих пор в стране не создали памятник кинохроникерам Великой Отечественной войны, но благодаря, исследовательской работе музейных сотрудников, можно узнать о военных судьбах конкретных людей - двух кинооператоров киногруппы Черноморского флота. В 1943 году, снимавшим бои на новороссийском участке Северо-Кавказского фронта, Дмитрию Георгиевичу Рымареву было 34 года, а Семену Абрамовичу Стояновскому — 26 лет.
      Рымарев снимал портативной камерой «КС», точной копией американского аппарата «Аймо», сделанной инженером Московской студии кинохроники Евгением Касандровым. По его чертежам московский завод «Кинап» сделал массовое производство советских кинокамер, рассчитанные на 15 метров пленки. Пленки в кинокамере было на 30 секунд, затем необходима при отсутствии сменных автоматических кассет её замена вручную в защитном мешке. Предполагалось, что кинооператор легко это сделает в движении, и под обстрелом, и в бою. Если же в защитный мешок попадет соринка, проявленный материал отправится в брак, из Москвы придет приказ «Переснять». Но Дмитрий Георгиевич не допускал оплошностей.
      Вот содержание монтажного листа кинопленки метражом 119,4 м., под названием «Черноморское побережье», снятой Рымаревым в январе 1943 года, хранящейся в государственном архиве кинодокументов: «г. Геленджик. Краснофлотцы проходят мимо разрушенных вражеской бомбардировкой домов. Панорама по разрушениям в Геленджике. У развалин стоит женщина с грудным ребёнком на руках. Женщина машет вслед уходящим краснофлотцам. Береговая батарея № 714 под командованием старшего лейтенанта М.П.Челака ведёт огонь по позициям немцев на Мысхако. Выход торпедных катеров, базирующихся в Геленджике, на боевое задание. Побитое торпедой немецкое судно. Командный пункт начальника артиллерии Новороссийского оборонительного района. Герой Севастопольской обороны командир 1-го гвардейского артиллерийского дивизиона гвардии майор Михаил Владимирович Матушенко и начальник артиллерии подполковник М.С.Малахов рассматривают карту на столе у блиндажа, обсуждают план огневого налёта на Новороссийск».
     За доблесть и мужество, а так же профессионализм, проявленные на новороссийском и других участках Северо-Кавказского фронта, Дмитрий Георгиевич Рымарев был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.
      К концу войны Рымарев уже был известным кинооператором, заслужившим почетное право снимать 24 июня исторический Парад Победы на Красной площади. И снимал он этот парад на цветную трофейную кинопленку! Оператору она досталась совершенно случайно: снимая бои за освобождение Вены, он заметил у ворот какого-то склада огромную груду коробок с пленкой. Заинтересовавшись, на одной из них увидел яркую этикетку с тремя цветами –  синим, красным, зеленым. Это была трехслойная цветная кинопленка «Агфаколор», которую лишь недавно изобрели. До войны в мире прибегали к съемке на трех раздельных пленках, для чего требовалась довольно громоздкая аппаратура. А тут – три цветных слоя на одной пленке, которую можно зарядить в портативный аппарат, и снять отличное цветное кино! Эта трофейная коробка и положила начало цветному кино в Советском Союзе. Рымарев предложил кинорежиссеру Сергею Герасимову, сделать пробную съемку, используя эту пленку. Съемка состоялась, чувствительность рассчитали правильно, пленку обработали на студии «Баррандов» в Праге и результат превзошел все ожидания. Это было настоящее цветное кино! Тогда было решено снять Парад Победы на цветную пленку. Дмитрий Георгиевич был в числе пяти фронтовых операторов (Микоша, Бессарабов, Зинякин, Котляренко), которые снимали  Парад Победы на цветную кинопленку, но другие 40 операторов использовали черно-белую. Итогом стали два фильма – полнометражный черно-белый документальный фильм Парада Победы и цветная кинолента в двух частях.
      И этот бурный творческий процесс освоения новых возможностей съемки сумел отвлечь Дмитрия Георгиевича от горечи утраты своего боевого товарища 27-летнего Стояновского, который 12 апреля 1945 года погиб в столице Австрии при съемке боя. Семён Абрамович был похоронен с воинскими почестями на центральном кладбище, где ныне находится мемориал советским воинам, павшим при освобождении Вены. Фамилия кинооператора Стояновского, в числе 43-х работников Центральной студии кинохроники (с 1944 года — ЦСДФ), погибших на фронтах Великой Отечественной войны, увековечено на мраморной доске памяти.   Вечная слава ветеранам Великой Отечественной войны!

Балуева Татьяна, сотрудник отдела «Батарея №394 капитана А.Э.Зубкова»
Нужна живая ссылка из текста?


Военная судьба двух кинооператоров киногруппы Черноморского флота
18.08.2021

Оставить отзыв и оценку

- оценивайте, отвечайте на отзывы
Владельцу - нажмите "Подписаться" чтобы получать отзывы на e-mail и вовремя отвечать на них
(no votes)
Управляйте репутацией, оцените предприятие от 1 до 5 - нажмите на нужную звезду!


April Internet - интернет-магазины на 1С-Битрикс. Продвижение онлайн. Полное обслуживание.
Отличный хостинг - 30 дней на тест! - Удобная панель управления. Ежедневный бекап. Быстрый саппорт. Перенесём ваши сайты.