Уточните город в поиске

Их оружие - кинокамера

Геленджик, Кабардинка, Новороссийск
Краснодарский край, п.Кабардинка, 14 км. федеральной трассы "Дон"
89282394228
89897701670
ежедневно с 9:00 до 18:00
освободительная Новороссийско-Таманская десантная операция 1943 года была снята фронтовыми кинооператорами Черноморской киногруппы.
27 августа день российского кино. К сегодняшнему дню возросло количество российских кинокартин и на подъеме военно-историческая тематика художественных фильмов. Такие современные кинокартины, как «Т34», «Несокрушимый», «Собибор», «28  панфиловцев»  повествуют о защите страны в годы Великой Отечественной войны и всесторонне рассматривают  источник любви к Родине. Тема патриотизма продолжает быть актуальной, поэтому киноискусство активно обращается к боевой истории, чтобы в ней черпать подлинные примеры борьбы за Отечество.  
     Кинопроизводство также многогранно,  и в него вносят свой вклад многочисленные профессионалы. От соединения талантов режиссера, сценариста, оператора зависит итог – художественно-эмоциональный фильм, который воспримет зритель. И киноискусство может образовывать своего любителя кино.  Но во всем важна преемственность, и российскому кино есть у кого учиться, ведь мастерство кинодеятелей, сформированных советской киношколой, высоко ценилось мировым профессиональным сообществом.     Подтверждением высочайшего уровня советского кино является вручение премии «Оскар» в 1943 году за документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Надпись, сделанная на гипсовой статуэтке, гласила «За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности». Владимир Сущинский, один из 18 кинооператоров, предоставивших для фильма фронтовые сюжеты, подметил суровую правду про умение военного оператора сделать кинорепортаж из земного ада. Он считал, что «необходимо снять острые моменты боя и превратить их в произведение искусства». Такова была высокая планка советской операторской школы! И пониманию, как оттачивалось мастерство кино-специалистов советской школы, внесших весомый вклад в мировую культуру, способствуют фонды нашего музея. Источником этого осмысления являются документы – фотографии, воспоминания, бережно хранимые музейными сотрудниками.
    В фондах геленджикского историко-краеведческого музея имеется фотография фронтового кинооператора  В.В.Микоши, откомандированного   ПУРККА - Политуправлением Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1943 году на Северо-Кавказский фронт. Он «вооружен» киноаппаратом: в кожаном футляре – его «оружие», которым застрелить никого нельзя. Оно заряжено не пулями, а безобидной кинопленкой, которая, впрочем, по выражению Владислава Владиславовича, «может стать обвинителем, и судьей, и свидетелем, и своеобразным грозным оружием». Он в своих воспоминаниях, опубликованных в серии «военные мемуары», называет
кинохронику – машиной времени, которая может «отработать назад и воскресить пережитое». С помощью его свидетельства можно не только осмыслить неизвестные факты битвы за Кавказ, но и познакомиться с его творческим путем в профессии. Однажды, будучи на черноморском побережье, он в беседе с боевым товарищем кинооператором Дмитрием Рымаревым, делает философское открытие:
- Все думал, хотел понять, что же это такое – война… Вот ты мне скажи: чего стоят человеческий разум, принципы, идеи, когда приходит вот такое и все рушится? А теперь понял, что не только рушится, но и закаляется. И разум, и принципы, и идеи… В общем, война – это, конечно, великое противостояние…
      Микоша и Рымарев при съёмке фронтовых сюжетов нашли способ выразительного  показа «закалки» боеспособности воинов Советской Армии:
- Вот снимали батарею Матушенко в Севастополе на фоне Константиновского равелина. Две героические эпопеи соединились в одном кадре – 1854 года и 1942 года… Для нас это непросто удачный кадр, а история, которая повторяется…но сегодня с уверенностью в победу! И здорово, что мы нашли воплощение этой мысли, простое и лаконичное…
     Этот прием – чередующиеся кадры минувшего и настоящего – был их творческой находкой и результатом тщательного обдумывания художественного замысла.  
     С полковником Михаилом Владимировичем Матушенко, защищавшим Севастополь в 1942 году, кинооператоры еще раз встретятся в 1943 году в боях за Новороссийск, где Матушенко возглавит 117 отдельный артиллерийский дивизион береговой обороны НВМБ. Фронтовым кинооператорам с этим дивизионом пришлось даже взаимодействовать необычным образом.
     В главе «У ворот Новороссийска» книги «Их оружие - кинокамера» читаем, что «в августе 1943 года при  подготовке наступления на Новороссийск оператора Аркадия Левитана и оператора Илью Аронса срочно вызвали в политотдел 18 десантной армии. Начальником политотдела был Л.И.Брежнев. Он сказал: - Задание необычное, но очень ответственное. Надо помочь нашей артиллерийской разведке в короткий срок засечь огневые точки противника. Задание было действительно необычным и кинооператорам пришлось повозиться над конструкцией специального телеобъектива. Они использовали оптическую систему стереотрубы, и, когда установили свою аппаратуру на одном из наблюдательных пунктов, было инсценировано наступление. Гитлеровцы открыли бешеный огонь, а кинооператоры произвели панорамную съемку города. Блиндаж, защищавший присутствие кинооператоров, оказался под обстрелом, амбразуру засыпало, но задание они все же успели выполнить».
     А 16 сентября уже в освобожденном городе, у разрушенного железнодорожного вокзала, как и было заранее условлено, встретились кинооператоры Северо-Кавказского фронта: Г.Асланов, А.Левитан, В.Микоша, Д.Рымарев, А.Каиров, Д.Каспий, Д.Щоломович, М.Пойченко, В.Петров, С.Стояновский, А.Сологубов, А.Казначеев, Л.Мазрухо, И.Аронс и начальник фронтовой группы М.Трояновский. Любопытная была картина – все операторы, примостившись на развалинах, засунув руки в перезарядные мешки, перематывали с кассет отснятую пленку. А на фронтовом аэродроме уже ждал специальный самолет, который и доставил в Москву снятый для очередного журнала киноматериал. В «Союзкиножурнале» №61 (режиссер И.Сеткина) под рубрикой «Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны» был помещен материал об освобождении Новороссийска.
     Этот эпизод, лишь один из множества, сложившегося в уникальную кинохронику. Труд фронтовых кинооператоров вырос в мастерство, сделавшее советское киноискусство эталоном на десятилетия после окончания Великой Отечественной войны. И.В.Сталин, глава Советского государства, придавал огромное значение кинопроизводству, говоря, что «один хороший фильм стоит нескольких дивизий». Это значение складывалось в мобилизующие силу воздействия на патриотические чувства советского народа. Спустя 74 года после Победы, поиск объединяющей национальной идеи вновь актуален. Для восстановления преемственности традиций, в том числе киноискусства, необходимо изучать музейные архивы. И, надеемся, в течение 2020 года, объявленного годом памяти и славы, будем смотреть новые качественные исторические кинокартины, в которых учтен бесценный опыт фронтовых кинооператоров.
                                          Т.Г.Балуева, сотрудник отдела «Батарея №394 капитана А.Э.Зубкова»
Их оружие - кинокамера
обновлено 18.08.2021
Ошибка в данных?


Оставить отзыв и оценку

- оценивайте, отвечайте на отзывы
Владельцу - нажмите "Подписаться" чтобы получать отзывы на e-mail и вовремя отвечать на них
Нет голосов
Управляйте репутацией, оцените предприятие от 1 до 5 - нажмите на нужную звезду!